Автоматические коробки передач в автомобилях, как правило, подразделяют на три основные группы: гидромеханические (классический автомат), вариаторы и роботизированные механические. При этом вариаторы благодаря их уникальной конструкции многие выделяют в отдельный тип автоматических коробок передач. Разберемся, как правильно ездить на коробке вариатор, чтобы каждая поездка приносила водителям максимум комфорта и удовольствия.
В чем заключаются особенности
Вариатор – бесступенчатая автоматическая трансмиссия. Конструкция КПП обеспечивает максимально плавное переключение передач, практически полностью исключает толчки и пробуксовки. Такая коробка облегчает ускорение за счет более совершенного распределения нагрузки на двигатель внутреннего сгорания и трансмиссию, при этом срок службы механизма значительно увеличивается.
В целом, управление вариатором мало чем отличается от других типов коробки-автомата. Однако водителям, задающимся вопросами о том, как правильно ездить на вариаторе, стоит обратить внимание на ряд нюансов.
Начало движения
Чтобы начать двигаться на вариаторе, переведите селектор КПП и нажмите на педаль газа. Если вы предварительно не выбрали режим ручного управления, после вышеназванных этапов никаких дополнительных действий с селектором не требуется.
Режимы работы:
- Движение вперед (D). Переведя селектор в положение D, вы начинаете движение вперед. Это основной режим работы вариатора. Вариатор самостоятельно будет изменять передаточное число в зависимости от оборотов двигателей. Система этой коробки сама отслеживает эффективность работы двигателя и вариатора.
- Задний ход (R). Вариатор устроен таким образом, что ведомый вал в принципе не может передавать реверсное движение колесам. Движение назад обеспечивают специальные механизмы заднего хода. У данного режима есть особенности. Переводить селектор в R-режим стоит только после того, как автомобиль полностью остановится. Некоторые модели специально оснащаются специальной кнопкой, после нажатия которой становится возможным перевод селектора в реверсное положение. Нажать такую кнопку получится только после полной остановки.
- Нейтраль (N). Этот режим селектора отключает силовую установку от КПП. Он будет полезен тем, кто интересуется, как правильно ездить на вариаторе в пробках. Такое положение селектора стоит использовать как раз тогда, когда необходимы длительные остановки. Однако он не подойдет тем, кто останавливается на небольшие промежутки времени.
- Ручное управление («+», «-»). «+» и «-» повышают и понижают передачи. Если водителю нужно переключить самостоятельно передачи, можно использовать этот режим. Но управлять так передачами в полной мере не выйдет. При помощи этого режима вариатор способен имитировать ручное переключение, но нужно учитывать, что это не ступенчатая коробка и электронные системы самостоятельно изменяют настройки, контролируя состояние механизма.
Сложный механизм вариатора может пострадать от слишком низких температур, поэтому опытные автомобилисты и конструкторы советуют прогревать этот механизм в холодное время года.
Прогреть вариатор можно:
- в движении. Автомобилист начинает ехать на небольших скоростях и дает механизму разогреться;
- до начала движения. Это отнимет у вас немного времени, но хорошо подготовит механизмы к движению.
Любой автомобилист самостоятельно выбирает, как ездить зимой на вариаторе правильно, но стоит отметить правила, которые в этом смысле действуют для всех. Не прогревайте вариатор как автоматическую КПП, просто переключая разные режимы или устанавливая селектор в положение D. Этот вариант неприемлем для вариатора.
Специалисты рекомендуют комплексный разогрев. Начните со включения двигателя на стоянке, а потом двигайтесь, постепенно набирая скорость. При температуре ниже –35 градусов использование вариатора возможно только в случае крайней необходимости.